мода и стиль


Логин
Пароль
 


all

Мода, Стиль, Фотография, Арт, карта сайта


Искусство читать фотоснимки

Учимся фотографировать

Если вы действительно стремитесь к достижениям в той или иной сфере фотографии, то вдобавок к техническому опыту вам не обойтись без ярко выраженного визуального чувства (которое можно развить лишь в инди­видуальном порядке). Помимо композиционного мастерства и структу­рирования кадра, вы должны иметь представление о том, почему каждый человек видит фотоснимки и реагирует на них по-своему. Исследование этого явления может занять всю жизнь, поскольку на этот процесс ока­зывают влияние всевозможные и постоянно меняющиеся факторы. Не­которые аспекты восприятия смысла фотоснимков являются ошеломляюще очевидными, другие имеют намного более тонкий характер. Однако если вы научитесь разбираться в характерных реакциях людей на снимки, то сможете предсказывать влияние своих собственных работ, после чего иметь его в виду при планировании и проведении съемки.

Искусство читать фотоснимки

Илл. 1.2. Этот снимок сделал в 1949 г. Берт Харди (Bert Hardy) для еженедельника «Picture Post*.

 

Собственно физический акт зрения в первую очередь состоит в том, что хрусталик вашего глаза, подобно объективу, формирует грубое изображение на сетчатке. Далее это изображение воспринимается и интерпретируется мозгом. Бывает так, что вы смотрите на ту же самую сцену, что и ваш сосед, но видите ее совершенно иначе. Точно так же два человека могут глядеть на один фотоснимок, но абсолютно по-разному понимать его содержание.
Взгляните, например, на илл. 1.2. Одни люди увидят в этом снимке в первую очередь политический документ - свидетельство о жизни при кон­кретном режиме. Для других он станет заявлением о подчиненном положении женщин. Третьи сочтут его оскорбительным по этническим основаниям или, напротив, воспримут снимок как изображение теплых родственных отношений. Найдутся и такие, кто оценит в первую очередь композицию снимка - содержащиеся в нем визуальные структуры. Опять же, можно оценивать этот снимок с точки зрения исторической информации об одежде и интерьерах соответствующего периода или как демонстрацию возможностей конкретной камеры, пленки либо приемов освещения.

  Невозможно добиться абсолютной объективности при интерпретации фотоснимков - в этом процессе на каждого человека действуют конкретные факторы. Жизненный опыт (и опыт восприятия изображений) может привести к тому, что в каждом снимке вы будете видеть произведение ис­кусства, либо то или иное политическое заявление, либо фиксацию фактов с целью измерений и исследований и т.д. Подобный узкий взгляд или просто общая нехватка опыта мешает визуальной коммуникации между фотографом и зрителем. Это все равно что пытаться представлять себе цвет, который вы никогда не видели, или произносить слова, которых вы никогда не слышали.
Например, такой снимок, как илл. 1.3, который представляет собой разрез листа репы при сильном увеличении, вероятно, покажется абстрактным узором человеку, не знакомому с электронными микрофотографиями. Ученый может узнать снимок и разглядывать его, словно в окуляр микроскопа, выявляя значимые детали объекта. Скульптор, архитектор или промышленный дизайнер могут заинтересоваться представленными на снимке конкретными трехмерными формами. Этими рассуждениями мы хотим сказать, что ни один фотограф не работает в полном вакууме. Если только вы не снимаете исключительно ради собственного удовольствия, то должны иметь в виду, Для_тго предназначен ваш снимок и как он с наибольшей вероятностью будет воспринят. Это поможет вам прояснить свои цели в подходе к объекту и его воспроизведению.

Искусство читать фотоснимки
Илл. 1.3. Электронная микрофото­графия излома листа репы, демон­стрирующая клеточную структуру. Увеличение (на данной репродукции) х170. (Dr. Jeremy Burgess/Science Photo Library.)

Порой средства визуальной коммуникации должны быть простыми, непосредственными и четкими, как при рекламе большинства продуктов, и направленными на заранее известную группу получателей, будь то читатели конкретных журналов, водители, проезжающие мимо рекламных щитов, или посетители художественных магазинов. Другие снимки порой имеют больший успех и оказываю гея более провокационными, когда они не констатируют, а допускают, например см. илл. 4.8. Чем более невнятен ваш снимок, тем более вероятно разнообразие интерпретаций - но возможно, вы к этому и стремитесь?
Кроме того, многое зависит от способа физической демонстрации ваших снимков - от их взаимосвязи с соседствующими изображениями, от того, напечатаны ли они на страницах книги или висят на стене в отдельных рамках. Некоторые фотографы при презентации своих работ сопровождают их слоганами, цитатами или буквальными либо образными подписями, имея своей целью объяснить снимки, придать им дополнительную «остроту» поставленными вопросами или даже сознательно сбить зрителя с толку. При этом слову и изображению нередко придается равное значение. Такой подход давал отличные результаты в прошлом; см. работы таких фотографов, как Дуэйн Мичелс (Duane Michals), Джим Голдберг (Jim Goldberg) и Барбра Крюгер (Barbra Kruger). В менее умелых руках словесные дополнения могут стать навязчивым трюком или признаком слабости, свидетельствующим о неспособности полностью выразиться через снимок. От них зачастую веет претенциозностью (цветастые заголовки) или высокомерием (риторика, подчеркивающая те или иные моменты, которые зрители в состоянии оценить сами). Весьма существенно, что в мире рекламы копирайтерство считается профессией, требующей очень больших навыков, и сопровождается обильными маркетинговыми исследованиями. Слова и изображения следуют единому замыслу, значительно усиливая общее впечатление.
 
Читайте также:

  • «Независимые» фотографы
  • Документальная и новостная фотография
  • Проверка качества объектива
  • Профессиональная фотография
  • Рекламная и иллюстративная фотография


  • Комментировать
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить код




    На главную
    {dle_img}