мода и стиль


Логин
Пароль
 


all

Мода, Стиль, Фотография, Арт, карта сайта


Иконы стиля: Ида Рубинштейн

История моды
Она действительно была неистовой - яркой, неподражаемой, загадочной и непредсказуемой. Все в ее жизни загадка, начиная от даты рождения: то ли 1880, то ли 1883, то ли 1885 год; и заканчивая тихой смертью и скромным могильным памятником с надписью "I.R.". Но именно такой она и хотела быть: удивлять, эпатировать, быть центром внимания. И ей это удалось, она оставила о себе память не только как об эксцентричной и взбалмошной женщине, но и как о талантливой и необычной актрисе, покорившей Россию и Европу.

"Вам угодно знать про мою жизнь? Я лично делю ее на две совершенно самостоятельные части: путешествия и театр, спорт в движении и волнующее искусство. Вот что берет все мое время. Одно велико, другое безгранично. Я то уезжаю в далекие страны, то подымаюсь в безоблачные сферы... Мне необходима смена, и полная смена впечатлений – иначе я чувствую себя больной".
Ида Рубинштейн



Иконы стиля: Ида Рубинштейн


Большинство повествований о жизни Иды Львовны Рубинштейн принято начинать со знаменитого портрета Валентина Серова, но, как мне кажется, все же более ярко внутренний огонь души Иды, и тонкие черты ее лица и фигуры смогла передать американская художница Ромейн Брукс, написавшая несколько портретов своей подруги. Иду Рубинштейн вполне можно назвать еще и музой Серебряного века: ею восхищались многие художники и музыканты. Так экстравагантный Леон Бакст в течение двадцати лет будет отдавать лучшее из своего художественного таланта именно Иде Рубинштейн, создавая для нее эскизы костюмов к ее спектаклям. Дебюсси, Равель, Стравинский будут писать специально для нее музыку, а лучшие театральные режиссеры ставить задуманные ею театральные постановки. И при всем этом надо учесть, что всего этого в жизни Ида добилась сама, пройдя через непонимание, психиатрическую лечебницу и одиночество.

Год своего рождения Ида Львовна Рубинштейн всегда скрывала, а документов, указывающих точно на дату ее появления на свет, не существует, т.к. они погибли во время Второй мировой войны. Девочка, получившая имя Лидия, родилась в Харькове в очень богатой еврейской семье, известной в городе своей благотворительностью и меценатством. Рубинштейны были почетными гражданами города, создали Харьковское отделение русского императорского музыкального общества, помогали развитию школ и прочих культурных учреждений. Но Ида рано осиротела: одной из версий ее родители погибли во время эпидемии какой-то болезни. Девочку взяла на воспитание петербургская родня - тетка мадам Хортиц.

Деньги и талант Иды помогли ей получить высококласное домашнее образование: она свободно владела английским, французским, немецким и итальянским языками, в оригинале читала и говорила на греческом языке, хорошо разбиралсь в музыке, а русская литература стала ее увлечением на всю оставшуюся жизнь. Иду обучали и танцам, но как не странно именно этот вид искусства ей почти не давался. Она буквально влюбилась в театр, посещала все премьеры и ее мечтой стало стать драматической актрисой. Родные были в ужасе от подобного желания, но юная девушка была непреклонна.

И опять ее богатства помогли ей показать себя в обществе и воплотить в жизнь то, что ей так хотелось. Ей хотелось блистать и она задумала поставить на сцене спектакль. Это была пьеса "Антигона". Девятнадцатилетняя девушка выбрала себе сама и декоратора - Леона Бакста, самого знаменитого на тот момент театрального художника Петербурга. Бакст согласился и... влюбился. На всю жизнь. Ида же была холодна и отвечала только лишь щедрой оплатой за выполненные заказы.

 

Иконы стиля: Ида Рубинштейн


Постановка "Антигоны" состоялась весной 1904 года, начинающая артистка дебютировала на сцене под псевдонимом Лидии Львовской, но большого успеха не имела из-за отсутствия актерской техники и умения держаться на сцене . Это стало причиной того, что Ида отправилась учиться в Москву к известному тогда мэтру театра А.П.Ленскому.

В это же время разыгрывается семейная драма - родные категорически против увлечения Иды театром. Дело доходит до того, что ее объявляют душевнобольной и помещают на некоторое время в психиатрическую лечебницу в Париже. Но все же ей удается буквально бежать и в поисках обретения свободы она срочно выходит замуж за своего кузена Владимира Горовица, с которым разводится сразу же после возвращения из свадебного путешествия. Но зато она обретает наконец-то свободу и независимость от своих родственников.

В двадцать пять лет Ида решает стать балериной и мечтает о роли Саломеи в пьесе Оскара Уайльда. Вот как об этом пишет Инна Найдис в статье "Величие или безумство?": "Пьесу принимают к постановке в театре Комиссаржевской, но роль Саломеи Иде не дают... Ида решает поставить спектакль на собственные средства, пригласив для этого режиссера В. Мейерхольда и художника Л. Бакста. По сценарию пьесы Саломея исполняет «Танец семи покрывал». Ида обращается к хореографу Михаилу Фокину. Ему предстоит трудная задача – создать танцовщицу Рубинштейн. Ида проявляет завидный энтузиазм и терпение, упорно трудится, постигая азы балетного искусства. Музыку к «Танцу» она заказывает Глазунову.

Святейший синод запрещает постановку, назвав ее антицерковной. Тогда Рубинштейн и Фокин решают показать только «Танец семи покрывал». 20 декабря 1908 г. Ида, наконец, узнает, что такое гром оваций и восторги зрителей. Танец оказался весьма откровенным. На протяжении номера Саломея сбрасывает с себя одно за другим покрывала из парчи, переливающейся серебряными нитями, оставаясь в финале почти обнаженной. Одних подобная откровенность шокирует, другие приходят в восторг. Станиславский скажет об Иде – «бездарно голая». Критик В. Светлов напишет: «В ней гибкость змеи, в ее танце сладострастная грация Востока, полная неги и страсти»".

А дальше? А дальше Ида с триумфом исполняет роль Клеопатры в одноименном балете. В театре был весь Париж: аристократы и журналисты, финансовые магнаты и критики, дамы и господа из высшего света. И, как потом писала пресса, Ида Рубинштейн затмила всех - и Павлову, и Нижинского, и Фокина.

Ида стала законодательницей мод: ей подражали, ее копировали. Наряд "а ля Ида Рубинштейн" в виде тюрбанов, платьев с хвостами, изысканных туник и всего прочего стал самым модным на тот момент в Париже. Ида больше никогда не возвращалась в Россию: она купила себе огромный особняк с большим садом и обставила его более, чем роскошно. , который обставила со свойственной ей тягой к экзотической роскоши. Стены были задрапированы экзотическими тканями, везде стояли японские статуэтки и древнегреческие бюсты – трофеи из ее многочисленных зарубежных поездок. В саду были фантастические цветники, гуляли павлины и пантера...

 

Иконы стиля: Ида Рубинштейн


Вот тут как раз самое время вспомнить и о знаменитом портрете Иды Рубинштейн кисти Валентина Серова. "Серов увидел ее в "Клеопатре" (поставленной по повести А. С. Пушкина "Египетские ночи"). На затемненной сцене сначала появились музыканты с древними инструментами. За ними рабы несли закрытый паланкин. Музыка стихла... И вдруг над сценою толчками, словно пульсируя, стала вырастать мумия. Серов похолодел - это была царица Египта, мертвенно-неподвижная, на резных котурнах. Рабы, словно шмели, кружились вокруг Клеопатры, медленно - моток за мотком - освобождая ее тело от покровов. Упал последний, и вот она идет к ложу любви. Сгиб в колене. Пауза. И распрямление ноги, поразительно длинной! - Что-то небывалое, - говорил Серов друзьям. - Уже не фальшивый, сладенький Восток банальных опер. Нет, это сам Египет и сама Ассирия, чудом воскрешенные этой женщиной," - так описывает момент первой "встречи" с Идой художника в своем эссе "Портрет из Русского музея" Валентин Пикуль.

В сезоне 1910 года специально для Иды Рубинштейн был поставлен балет "Шехеразада" по либретто Александра Бенуа и Льва Бакста на музыку Николая Римского-Корсакова. Ида танцевала главную партию Зобеиды, ее партнерами были Алексей Булгаков в роли Шахрияра и Нижинский в роли Эбенового раба. Экзотика, да и только... именно к этому и стремилась Ида всю жизнь, не даром же ее девизом было: "Ни пятнышка, ни микроба банальности!". "Шехерезада" стала последней работой Иды Рубинштейн у Дягилева.

Ида начала свою сольную карьеру: она пробовала быть и драматической артисткой, и режиссером, и даже организовывала свой театр. Но... время, возраст, мировые события... все уже было не теми, что в начале ее творческой карьеры.

Вторая мировая война заставила ее перебратьсяв Лондон, где она работала в госпитале и ухаживала за ранеными., точно так же как это было и в Первую мировую. Потом Ида опять вернулась в Париж, но уже без триумфа и всеми почти забытая, приняла католичество и последние годы жизни прожила в уединении. Умерла Ида Рубинштейн 20 сентября 1960 года от сердечного приступа, оставив после себя завещание, в котором просила никому не сообщать о ее смерти, кремировать ее тайно и на могильном камне написать лишь две буквы "I.R.". Так она осталась оригинальной даже после своей смерти...




Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн

Иконы стиля: Ида Рубинштейн


 
Читайте также:

  • Наталья Водянова самая знаменитая русская модель
  • Соня Рикель / Sonia Rykiel История дизайнера
  • Энн Хэттевей /Anne Hathaway- биография, фото
  • Маша Цигаль
  • Мода 60-х


  • Комментировать
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить код




    На главную
    {dle_img}